Легенды, история Аничкова моста

Название Санкт-Петербурга – город мостов, пожалуй, самое точное. В городе 342 разводных и неразводных моста. Хотим представить вам достопримечательность – неразводной мост через Фонтанку, который соединяет Спасский и Безымянный остров. По Аничковому мосту проложена главная магистраль города – Невский. Интересен мост не конструкцией, она самая обычная. Привлекают внимание скульптуры, собранные в группу укротителей коней. Статуи символичны, о них ходят легенды.

Скульптурная группа Аничкова моста

Скульптурная группа была изначально создана не для этого моста, а для Университетской набережной. Но к сроку статуи не были отлиты, их место заняли египетские сфинксы. Позже скульптуры планировали установить между Адмиралтейством и Зимним. Когда и это место заняли, автор предложил установить группу на Аничковом мосту. С ноября 1841 г на мосту появились «укротители коней».

Вначале было две оригинальных скульптуры. Их установили со стороны Аничкового дворца. С другой стороны поставили гипсовые копии, которые простояли недолго и были подарены Николаем I королю Пруссии. Следующие копии император подарил Неаполю. У Клодта появилось желание пресечь создание копий, он отлил новые оригинальные статуи, продолжая тему укрощения. Так в 1851 г появилась известная нам сегодня группа. Гиды начинают осмотр с первой ранней группы, двигаясь по часовой стрелке.

Реалистичность скульптур, проработка деталей, застывшее движение принесли славу автору. Клодт стал членом Берлинской и Римской академий художеств. А бронзовые копии «укротителей коней» стали непременным украшением дворцов и усадьб.

В годы войны скульптуры снимали с моста и спрятали под землю в Аничковом саду, только так можно было уберечь уникальное произведение искусства от постоянных бомбежек.

Пострадавший мост восстановили, но борозды от снарядов сохранили в память о тех трагических днях.

Городские мифы и легенды о скульптурах

Из-за скульптур в народе долго мост называли «мост 18 яиц», потому что дежурил городовой, сейчас чаще говорят «мост 16 яиц».

Если заглянуть коню в композиции «Юноша, берущий под уздцы», то увидишь лицо человека. Так и осталось загадкой, кого невзлюбил скульптор и поместил в таком месте. По одной гипотезе – это любовник жены, по второй – сам Наполеон.

История возведения Аничкова моста

Сначала в 1716 г мост был из дерева. Строил его батальон под командованием инженера-подполковник М.О. Аничкова. Так и прижилось в народе название – Аничков мост. Предложенное Петром Первым название – Невский мост не прижилось.

В течение столетия мост перестраивали. Когда Фонтанка была судоходной – разводной узкий мост. После обмеления реки мост расширили и сделали стационарным.

В конце 18 в Аничков мост после полной реконструкции стал каменным и вошел в городскую черту. Проезд по мосту был затрудненным из-за небольшой ширины, что в 19 веке привело к очередной реконструкции. Проектом улучшения занимались Буттац и Редер. Они установили рекорд по срокам строительства, справились за 4,5 месяца. С 1841 года мост стал с тремя пролетами, облицован розовым гранитом и новым чугунным ограждением с барельефами русалок и морских коньков работы Брюллова.

Но уже через 2 года от сурового климата и интенсивного движения стали появляться недостатки. Их устранили очередной реконструкцией в начале 20-го века.

На Аничковом мосту была заасфальтирована проезжая часть. В 50-х закрыто движение трамвая. В 21 веке реставрацию проводили 12 лет назад. Нынешняя ширина моста 37,9 м протяженность 54,6 м.

Водные экскурсии дают потрясающий обзор всех мостов Питера.