Эпохальный последний архитектурный памятник – Михайловский замок

Недолгое правление Павла I оставило след в архитектурном историческом наследии такими шедеврами, как Михайловский замок. Его по праву считают эпохальным завершением 18 в. Это еще и один единственный российский ансамбль дворцов в стиле романтического классицизма.

Есть и другое не менее известное название, которое, пожалуй, даже больше встречается в истории и описании, когда собираетесь посетить экскурсию по Петербургу. Инженерный замок.

Привязалось второе название вовсе не из-за особенностей в конструкции. Все будничнее. В начале 19 в здание отдали под Главное инженерное училище. Оно просуществовало почти столетие. А вот первое название, как объясняют легенды, дали из-за явившегося во сне солдату караула Архангела Михаила. Караульный нес службу по охране стройплощадки.

Что побудило Павла Первого выстроить замок?

Павел I был амбициозен, он изо всех сил старался превзойти своих венценосных предшественников по украшению столицы. Мечта о строительстве грандиозного замка вынашивалась государем всю жизнь. Неслучайное место строительство замка было выбрано как в отместку бабке Елизавете Петровне. Там возвышался летний дворец императрицы. Без сожаления царь подписал в конце 18 столетия указ о ликвидации резиденции и выбрал сразу двух архитекторов для грандиозной стройки. Русского Василия Баженова по его работам над ансамблем в Царицыно. Второй итальянец Винченцо Бренна. Он стал в фаворе после интерьерных работ в Зимнем.

Капризный император дал срок на строительство такой краткосрочный по тому времени – один год, что привел в ужас и архитекторов, и подрядчиков. На строительство согнали крестьян и рабочих больше 6000 душ. Вели стройку круглосуточно. Из-за специфики была придумана хитрая система освещения факелами и лампами, которую потом применяли во многих проектах.

Ускорение строительства стало возможным передачей мрамора со строительства Исаакиевого собора и Царского села. Но и это не помогло уложиться в срок. Работа растянулась на три года. И только в 1800 проект был закончен.

Печально, но Павел I спустя сороковницу с новоселья убит в своей спальне заговорщиками. Михайловский стремительно пустел. Съехали в первых рядах родственники Романовых с огромной толпой челяди и прислуги. Замок достался кавалергардам. Им поручили охрану пустующего дворца.

Но охранять нужно было не от уличных вандалов. Первым, начавшим разграбление, стал царь Александр Первый, ему понадобилось серебро с ворот для изготовления сестре Анне подарочного сервиза. Следующим стал Николай Первый. По его приказу были разрушены некоторые корпуса, изъят мрамор на строительство Эрмитажа. Только в конце 19 века спальню Павла Первого, где произошло убийство отдали под домашнюю церковь при инженерном училище.

Советское время пощадило замок. Там продолжили работу учреждения. В ВОВ разместили госпиталь. С 60-х годов 20 века часть помещений отошла к НИИ. Экскурсии были запрещены по всему замку и территории.

А «лихие» 90-е, наоборот поспособствовали возврату исторического здания. Его передали в ведение Русского музея. 2003 полностью закончили реставрационные работы.

Необычайно интересные выставки

В Михайловском открыты стационарно 3 экспозиции:

  1. Про петербургское общество эпохи Романовых. Интересно и реалистично передан быт столичной жизни 19 в. Можно увидеть редкие акварели, картины, гравюры и фарфоровые миниатюрные статуэтки. Подлинники, которые передал Русский музей из своего запасника и пожертвования из частных коллекций.
  2. Портретная экспозиция «Лица России». Любителям понравится процесс эволюции жанра. А от настоящих работ Венецианова, Репина, Брюллова и Крамского восторг у всех, даже далеких от искусства. Портреты их кисти с изображенными первыми лицами государства российского, музыкантов, военачальников выставлены для всеобщего любования. В последнем зале на современном плазменном экране можно пролистать дореволюционную хронику.
  3. Самый оснащенный зал отведен под Открытый фонд скульптуры. Невозможно оторваться от работ 18 века, а как интересно увидеть становление вплоть до 20 в. Современным скульпторам и зрителям интересны проводимые на мультимедийном экране инсталляции.

Не только экспозиции привлекают туристов и жителей. В западном павильоне проводится интерактивный проект «Романтический наш император», где акцент делают на образе Павла Первого. Тут и лектории, и викторины. А бонусом служит трехмерная голографическая модель ни много ни мало, самой легендарной Короны Российской Империи. На оригинал можно посмотреть только в Алмазном Фонде Кремля в Москве.

Какие залы реставрированы и открыты для экскурсий?

Согласитесь, не всем интересно посетить исторический замок и не увидеть его залы. Сейчас доступны для посещения:

  • Тронная зала. Это приемный покой императрицы Марии Федоровны. По задумке там бы проводились балы, светские приемы. Богатая золотая лепнина, люстры из рубинового стекла – полностью оправдывают старания государя сделать шедевр, лучше французского.
  • Мраморная галерея. Там расположен зал для приема иностранных послов, почетных гостей. Трудности реставрации заключались в поиске в архиве, описаниях этого места. Оно как раз и было полностью разрушено по приказу Николая Первого. Это его мрамор пошел на Эрмитаж. Плюс бомбежка. В блокаду в галерее полностью снесло 50% внутренних перекрытий, колоннаду.
  • А вот этому помещению – Овальному залу – повезло. Оно частично сохранилось. Отделка, искусственный мрамор. Это должна была быть комната отдыха. Когда здесь было училище, зал использовали для модельной мастерской.
  • Начало и конец экскурсий – парадная лестница. Восстановлен максимально точно первоначальный вид. Главная достопримечательность – символ эпохи Павла Первого двуглавый позолоченный орел с изображением на сердце мальтийского креста.

Описать в одной статье все изумительные интерьеры, картины невозможно. Приходите, приезжайте, смотрите!