Екатерининский дворец – великое наследие страны

Современный памятник оформлен в модном на то время стиле Барокко, поражает богатым и ярким убранством фасадов, шикарными залами, интерьерными и архитектурными задумками. А как иначе, ведь это была официальная летняя резиденция императорского семейства. Великолепный дворец построен в XVIII веке знаменитым архитектором Иоганном Браунштайном. Он находится в Царском Селе, ныне переименованном в город Пушкин и называется –«Екатерининским» в честь императрицы.

Своей завораживающей красотой, непревзойденным величием дворец обязан императрицам, которыми был унаследован. Здание сожгли и разграбили фашисты за время Великой Отечественной Войны. После окончания военных действий и до наших времен памятник архитектуры активно восстанавливается. Большинство залов, помещений и комнат уже отреставрировали в их числе и непревзойденная комната из янтаря.

Екатерининский дворец и его история

История великолепного памятника связана со множеством красивых легенд. Одна из них рассказывает о том, как Петр Первый любил наведываться в финскую мызу Саары Мойс. Ему нравилось гостеприимство финки, которая была хозяйкой угодий. Огромное впечатление производили молочные продукты, которыми Саара угощала почетного гостя. Со временем Петр подарил ферму своей супруге, где было возведено первое каменное здание «из 16-ти светлиц».

После смерти Петра и Екатерины в усадьбе жила их дочь – Елизавета. Унаследовав трон, она превратила маленькое строение в шикарную загородную резиденцию. А за 15 лет еще около 4-х раз достраивала дворец, делая его еще превосходное и роскошнее. Перестраивали, расширяли и улучшали здание знаменитые архитекторы: Чевакинский, Квасцов и Земцов. Работа по усовершенствованию дворца требовала немалых вложений, которых Елизавета не жалела. В резиденции проводились громкие и пышные балы, приемы, гуляния, которые сопровождались развлечениями и салютами.

Все военные победы увенчивались возведением архитектурных объектов на территории резиденции. Так появились:

  • Кагульский обелиск;
  • Башня-руина;
  • Чесменская колонна.

Каждый памятник увековечивает победу и символизирует силу, славу русского народа. Завершающая капитальная перестройка длилась всего 4 года и проводилась под чутким руководством архитектора императорского двора Франческа Растрелли. Каждый последующий наследник переделывал свои палаты в подобающем ему стиле. Екатерина Великая не любила стиль барокко, поэтому приказала переделать южную часть замка в античном стиле. Ее внук Александр I декорировал и переделывал выбранные залы под личные апартаменты. Завершающей перестройкой царского дворца стало возведение главной парадной лестницы архитектором Монигетти в 1860-х годах.

Планировка дворцово-парковой зона менялась в течение всего XVIII века, а после появились лишь несколько объектов:

  • Турецкая баня. Это был декоративный павильон.
  • Собственный сад. Всегда был закрыт для чужих и посторонних людей.
  • Ворота. Возведены как символ памяти Отечественной войны в 1812 г. и названы «Любезным моим сослуживцам».

Территория в 107 га вместила и гармонично смешала в себе различные архитектурные стили: здесь прекрасно вписались готика и английский классицизм, великие мотивы китайского стиля, а также личные вкусы всех коронованных наследников.

Историю дворца чуть не завершили фашисты, которые хозяйничали в городе Пушкин почти 3 года в период ВОВ. За это время они уничтожили и сожгли большинство помещений и залов, оставив от величайшего строения руины. После войны реставраторы взялись за реконструкцию и возведение загородной царской резиденции практически из пепла. Умелые творцы с триумфом возобновили Екатерининский дворец.

Анфилады дворца

Архитектор Растрелли проектировал парадные залы, опираясь на каноны знаменитого стиля барокко. Все парадные помещения дворца были выстроены вдоль одной оси, где одна комната, плавно без перемычек и коридоров, переходила в другую. Именно здесь Растрелли выстроил свою самую первую и большую анфиладу, которая достигла 300 м в длину. Дверные проемы и стены обрамлены резными украшениями с позолотой. Из-за большого изобилия позолоты анфиладу стали называть – «Золотая».

Попадая внутрь помещений нельзя не заметить масштабность залов - это огромные просторные комнаты, создающие эффект легкости и бесконечности. Ощущение большого пространства достигается отсутствием перегородок и наличием очень больших окон.

Тронный зал

Самый завораживающий зал дворца, который составляет около 1000 квадратных метров - называли «Большим», «Тронным залом» или «Светлой галереей». Усиливают эффект бесконечного пространства ряд больших окон с обеих сторон, между которыми расположены зеркала отражающие льющийся из окон свет. Величественный, просторный зал предназначался для проведения маскарадов, официальных обедов, дипломатических приемов и балов.

Растрелли рассчитал все до мелочей: днем солнечные лучи, попадая в окна, отражались в зеркалах, а вечером - свет свечей, которые обрамляли зеркала оттенял паркет из мореного дуба, золоченую резьбу на стенах и шикарную роспись на потолке. Все эти эффекты делают помещение бескрайним и сказочным. Отдельно стоит отметить акустику светлой галереи, именно в этом зале звук отлунивался 32 раза. Это было сделано для того чтобы голос правительницы казался более грозным, властным и невозмутимым.

Парадные столовые Екатерининского дворца – «Белая» и «Кавалерская»

Столовые размещены с обеих сторон Парадной лестницы.

Квалерийская – предназначена для проведения маленьких приемов с близкими гостями. Стены отделаны позолоченными узорами. Гармонично вписались двухъярусная печь, украшенная изразцами, фигурный большой стол, драпированный скатертью, и 3 фарфоровых сервизных набора с орнаментом победоносных орденов.

Белая столовая предназначена для обедов императорской семьи. Стены украшают картины Иоганна Гроота с натюрмортами и охотничьими сценами. Посередине комнаты расположился огромный стол, который сервирован набором посуды императрицы. Середину стола украшает фарфоровая статуэтка «сюрту де таблы».

Парадная лестница выполнена из белоснежного мрамора. Вазы из японского и китайского фарфора грациозно расположились вдоль стен. А огромные часы и барометр стали незамысловатым украшением лестницы.

Малиновая и розовая столовые

Комнаты с оригинальным цветом стен, определяющим название комнат. Украшали столовые полыми столбами из стекла, которые заполнены фольгой, имитирующей драгоценные камни. Цвет фольги соответствовал названию помещения. Малиновую столовую использовали для настольных игр, а Зеленую - для хранения столовых принадлежностей.

Официантская столовая оформлена сдержанно. В помещении размещены столы и стулья из красного дерева, а на стенах красуются картины с пейзажем гор.

Картинный и арабесковый залы

Картинный зал расположен в центре Золотой анфилады. Стены помещения украшены полотнами с живописью, купленными в 1745г. они представляют живопись художников с мировым именем. Картины размещены вплотную одна к одной и полностью покрывают стены от потолка к полу в виде мозаики. Для полного слияния каждая картина была обрамлена тонкой гранью. Это популярная вывеска 18-того века, ее называли – «шпалерная». В зале устраивались деловые встречи и совершались важные государственные приемы.

Комната из апартаментов императрицы, оформлена архитектором Чарльзом Камероном в южном крыле. Изысканный и сдержанный интерьер привлекает внимание посетителей. Стены украшены арабесками – панно, где изображены люди в римских одеждах. Особенный колорит залу придает панно с танцующими девушками, милыми амурами, и ковер, который прославляет победу Потемкина над турками. В зале ее величество проводила свой досуг, играла в шахматы и шашки, а также принимала гостей.

Великолепная Янтарная комната

Это одна из самых шикарных комнат дворца. Панели зала декорированы янтарем, который Петру I презентовал правитель Пруссии. Отделка янтарем в таких масштабах проводилась впервые, поэтому требовала чрезвычайного мастерства и усилий, поскольку янтарь очень хрупкий и чувствительный к солнечным лучам. При несоблюдении правил изделие может отслоиться. Помимо янтаря, стены были украшены картинами из кремния и яшмы с рисунками, что отображают аллегории 5-ти чувств:

  • вкуса;
  • слуха;
  • осязания;
  • зрения;
  • обаяния.

Во время ВОВ, панели из янтаря были похищены нацистами, а попытки отыскать их не увенчались успехом. В мастерской Царского Села панели были возобновлены умелыми художниками реставраторами. Императрица и коронованные наследники использовали комнату как личный кабинет и место для раздумий и принятия важных решений.

В какое время года лучше посещать Дворец и как к нему добраться

Екатерининский дворец мечтают посетить практически все туристы, приезжающие в Питер. Ежедневно резиденцию посещают 1000 туристов, поэтому чтобы Ваше время не прошло напрасно в огромных очередях, хорошо спланируйте свою прогулку. Для туристов и желающих проводится экскурсия во дворец с гидом, который не только покажет все достопримечательности загородной резиденции императорского двора, но и расскажет интересные факты и исторические события. Заказав экскурсию, Вы сможете с головой окунуться в историю и буквально прочувствовать стиль, моду, манеру поведения императорской семьи.

Самый большой наплыв туристов в теплое время года: лето, осень и весна. Если Вы планируете посетить город Пушкин и Екатерининский дворец самостоятельно, то можно приехать в зимний период, когда толпа посетителей станет меньше.